top of page

Россия - Прощение долгов

Patrick Pohlit


Верховный Суд высказал позицию, которая может помочь исключить прощеные долги из налогообложения: Пленум Верховного Суда РФ в


Постановлении от 11.06.2020 N 6 высказал позицию, которая может помочь исключить прощеные долги из налогообложения. Данная позиция ВС РФ может повлиять на пересмотр практики налоговых органов рассматривать прощение долга как дарение, влекущее образование у должника внереализационного дохода, подлежащего обложению налогом на прибыль.


Пленум Верховного Суда РФ принял Постановление от 11.06.2020 N 6 «О некоторых вопросах применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о прекращении обязательств» (Постановление), которое, может помочь исключить прощеные долги из налогообложения.

Как указывается в Постановлении прощение долга не свидетельствует о заключении договора дарения, если совершается кредитором в отсутствие намерения одарить должника. Об отсутствии такого намерения могут свидетельствовать, в частности, взаимосвязь между прощением долга и получением кредитором имущественной выгоды по какому-либо обязательству (например, отсрочкой платежа по другому обязательству), достижение кредитором иного экономического интереса, прямо не связанного с прощением долга. В этой связи отношения кредитора и должника по прощению долга квалифицируются судом как дарение только в том случае, если будет установлено намерение кредитора освободить должника от обязанности по уплате долга в качестве дара. При этом следует принимать во внимание, что положениями действующего гражданского законодательства РФ установлен запрет на дарение между коммерческими организациями.


В соответствии с действующим налоговым законодательством РФ прощение долга по общему правилу влечет образование у должника внереализационного дохода, подлежащего обложению налогом на прибыль (за исключением прощения долга между взаимозависимыми лицами с долей участия более 50%).

При этом вышеуказанная позиция ВС РФ, на наш взгляд, может быть использована налогоплательщиком в качестве аргумента против признания суммы прощенного долга внереализационным доходом должника в случае, когда прощение долга совершается кредитором в отсутствие намерения одарить должника, поскольку в данном случае он не получит экономическую выгоду от прощения долга.

118 Ansichten

Comments


bottom of page